☑ Глава III. Вера в посланников.
❕ Тема I. Религиозное предписание по поводу веры в посланников и его доказательства.
Вера в посланников Всевышнего Аллаха является обязательным предписанием религии и одним из важнейших столпов мусульманской веры, и это подтверждается свидетельствами из Корана и Сунны.
Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся!». Quran 2/285
Аллах упомянул веру в посланников в числе тех столпов, в которые уверовали Посланник и правоверные. Более того, уверовав в посланников, они не делают различий между ними и признают каждого из них.
В писании Аллаха говорится и о тех, кто отказывается уверовать в посланников: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими». Quran 4/150-151
Таким образом, Аллах назвал неверующими всех тех, кто не признает Божьих посланников или проводит между ними различия, признавая одних и отказываясь уверовать в других. После этого Аллах подчеркнул, что такие люди являются самыми настоящими неверующими, поскольку их неверие очевидно и бесспорно. В продолжение этой темы Господь разъяснил позицию, которой придерживаются правоверные: «А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Quran 4/152
Всевышний указал на то, что они уверовали в Аллаха и во всех Божьих посланников без исключения. Они не делают различий между ними, признавая одних посланников и отвергая других. Напротив, они убеждены в том, что все они были посланы Аллахом. Подтверждения того, что вера в посланников является одним из столпов мусульманской веры в целом, находятся не только в писании Аллаха, но и в Сунне.
Об этом свидетельствует хадис Джибрила, который мы привели в главе о вере в ангелов.
📜 В нем сообщается, что Пророк ﷺ отвечая на вопрос Джибрила о том, что такое вера, сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом».
В этом хадисе вера в посланников тоже упоминается наряду с другими столпами веры, в которые обязан верить каждый мусульманин.
📜 В другом хадисе сообщается, что Пророк ﷺ во время дополнительного ночного намаза говорил: «О Аллах, хвала Тебе, ведь Ты – Свет небес и земли! Хвала Тебе, ведь Ты – Вседержитель небес и земли! Хвала Тебе, ведь Ты – Господь небес, земли и того, что на них. Ты есть истина, и обещание Твое – истина, и Слово Твое – истина, и встреча с Тобой – истина, и Рай – истина, и Ад – истина, и пророки – истина, и Судный Час – истина…». //«Сахих аль-Бухари» (7499)// 📚
Таким образом, Пророк ﷺ засвидетельствовал истинность Божьих пророков в числе других важных столпов веры, таких как вера в Аллаха, в существование Рая и Ада, в наступление Судного Часа. Упоминание об этом перед молитвами в начале намаза лишний раз указывает на важность веры в пророков и посланников и ее особое место в религии.
Из всего сказанного ясно, что вера в посланников является обязательной и относится к фундаментальным предписаниям исламской религии и важнейшим элементам мусульманской веры в целом. А кто отрицает посланников или хотя бы одного из них, отвергая этот важный столп мусульманской веры, тот открыто демонстрирует свое неверие в Великого Аллаха.
🔹 Польза веры в посланников.
Вера в посланников оказывает на верующего прекрасное влияние и приносит ему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов:
1⃣ Знание о милости Всевышнего Аллаха и той заботе, которую Господь проявил к Своим творениям, когда отправил к ним благородных посланников для наставления их на прямой путь.
2⃣ Благодарность Аллаху за эту величайшую милость.
3⃣ Любовь к посланникам, почитание их и восхваление их достойным образом за то, что они были посланы Всевышним Аллахом и являются Его избранными рабами, и за то, что они донесли Его послание до творений, были в высшей степени искренними по отношению к своим народам и терпеливо перенесли причиненные ими страдания.
❕ Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними.
Арабское слово «наби» («пророк») является производным от слова «наба», означающего «весть, приносящая большую пользу».
Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга? О великой вести». Quran 78/1-2
Пророки получили такое название, потому что они получают вести от Аллаха и оповещают об Аллахе.
Существует мнение, что это слово является производным от слова «набава», которое означает «нечто возвышенное». В этом случае пророки получили такое название, потому что они занимают более высокое положение, чем все остальные люди.
Всевышний сказал: «Мы вознесли его на высокое место». Quran 19/57
Арабское слово «расул» («посланник») произошло от слова «ирсал», означающего «послание», «отправление».
Говоря языком царицы Сабы, Всевышний сказал: «Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы». Quran 27/35
Богословы давали разные определения понятиям «пророк» и «посланник». Согласно наиболее предпочтительному мнению, пророком в шариате называется тот, кто получает откровения от Аллаха о том, что он должен совершать и приказывать правоверным. Посланником же называется тот, кто получает откровения от Аллаха с повелением донести Его послание до людей, которые ослушались Его.
Таким образом, разница между этими понятиями заключается в том, что пророков Аллах оповещает о Своих повелениях и запретах для того, чтобы они передали их правоверным. Их не посылают к неверующим, и им не приказывают обращаться к ним с проповедями. Посланники же отправляются как к неверующим, так и к правоверным, чтобы донести до них послание Аллаха и призвать их к поклонению Ему.
Посланники не всегда приносили новый шариат. В частности, пророк Йусуф исповедовал религию Ибрахима, а пророки Давуд и Сулейман руководствовались законодательством, ниспосланным в Таурате, хотя все они были посланниками.
Всевышний сказал: «Прежде к вам явился с ясными знамениями Йусуф, но вы до сих пор сомневаетесь в том, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах не отправит посланника после него». Quran 40/34
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Давуду же Мы даровали Забур. Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой Аллах вел беседу». Quran 4/163-164
В Коране пророки иногда называются посланниками в широком смысле этого слова: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение». Quran 22/52
Аллах сообщил, что и пророки, и посланники были отправлены к творениям. Это объясняется тем, что пророки, которым было приказано проповедовать среди правоверных, тоже были отправлены к ним Аллахом, однако их послание носило конкретный, ограниченный характер. Что же касается абсолютного послания, то его были удостоены только посланники, которых Аллах отправлял как к неверующим, так и к правоверным.
❕ Тема III. Суть веры в посланников.
Верить в посланников значит быть убежденным во всем, что Аллах сообщил о них в Своем писании, и что Пророк ﷺ поведал о них в своей Сунне, причем эти повествования могут носить как общий, так и частный характер.
🔹 Общие воззрения.
Для того чтобы уверовать в Божьих посланников в целом необходимо иметь твердую убежденность в том, что Всевышний Аллах отправил к каждому народу посланников, которые призывали людей поклоняться одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и отреклись от всего, чему поклоняются помимо Аллаха. Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Quran 16/36
Все посланники Божьи были правдивыми, добродетельными, праведными, благородными, почтенными, богобоязненными, верными и надежными наставниками, следовавшими прямым путем.
Всевышний сказал: «Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду». Quran 36/52
А после перечисления большой плеяды пророков и посланников Всевышний сказал: «…а также некоторых из их отцов, потомков и братьев. Мы избрали их и повели прямым путем. Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает». Quran 6/87-88
Все они придерживались очевидной истины и верного руководства и приносили своим народам ясные знамения от их Господа. Говоря же устами обитателей Рая, Всевышний сказал: «Посланники нашего Господа приносили истину». Quran 7/43
Господь также сказал: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости». Quran 57/25
В основе проповедей всех посланников лежал призыв к единобожию и поклонению одному Аллаху, однако между их законодательствами были различия.
Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!». Quran 21/25
«Каждому из вас Мы установили закон и путь». Quran 5/48
Все они самым ясным образом донесли до творений послания Аллаха и лишили их возможности оправдать свое неповиновение.
Всевышний сказал: «…чтобы знать, что они донесли послания своего Господа. Он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил всякую вещь». Quran 72/28
«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха». Quran 4/165
Мусульмане обязаны верить в то, что Божьи посланники были людьми и обычными творениями. Они не обладали качествами, присущими Господу, а были всего лишь рабами, которых Аллах почтил пророческим посланием.
Всевышний сказал: «Посланники говорили им: «Мы – такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает». Quran 14/11
Говоря языком пророка Нуха, Всевышний сказал: «Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом». Quran 11/31
Обращаясь же к нашему Пророку Мухаммаду ﷺ, Аллах приказал ему: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Quran 6/50
К воззрениям, которые необходимо разделять в отношении Божьих посланников, относится и вера в то, что Аллах помогал им и оказывал им поддержку, и что благой конец уготован только им и их последователям.
Всевышний сказал: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели». Quran 40/51
Также необходимо верить в то, что одни посланники имели превосходство над другими, о чем нам поведал Великий и Могучий Аллах: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах…». Quran 2/253
Мусульмане обязаны иметь такие убеждения и верить во все, что говорится о Божьих посланниках в Коране и Сунне в целом.
🔹 Воззрения частного характера.
Вера в посланников, упомянутых Всевышним Аллахом в Его писании и Пророком ﷺ в Сунне, относится к воззрениям частного характера. Священные тексты по этому поводу содержат имена пророков, истории о них, повествования об их превосходствах и особенностях. В Коране встречаются имена двадцати пяти пророков и посланников. Восемнадцать из них упоминаются в словах Всевышнего: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Давуда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию, Йахйу, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также Исмаила, Аль-Йacaa, Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами». (аль-Анам, 83-86).
Имена остальных пророков и посланников упоминаются в других аятах Корана: «Мы отправили к адитам их брата Худа». Quran 7/65
«Мы оправили к самудянам их брата Салиха». Quran 7/73
«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба». Quran 7/85
«Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха…». Quran 3/33
«Помяни также Исмаила, Идриса, Зуль Кифла. Все они были из числа терпеливых». Quran 21/85
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой». Quran 48/29
Мусульманин обязан верить в каждого из этих пророков и посланников, признавая их пророческую миссию и послание в соответствии с тем, что сообщили Аллах и Его посланник ﷺ. Наряду с этим необходимо верить в правдивость всех священных текстов, в которых упоминаются их истории, преимущества и особенности. В частности, необходимо верить в то, что Аллах сделал пророков Ибрахима и Мухаммада Своими возлюбленными.
Всевышний сказал: «Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным». Quran 4/125
📜 Пророк же ﷺ говорил: «Воистину, Аллах сделал меня Своим возлюбленным, как и Ибрахима». //«Сахих Муслим» (532)// 📚
Необходимо верить и в то, что Всевышний Аллах разговаривал с пророком Мусой, поскольку в Коране говорится: «А с Мусой Аллах вел беседу». Quran 4/164
Пророку Давуду были подчинены горы и птицы, которые славили Аллаха вместе с ним.
Всевышний сказал: «Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом. Мы это сделали». Quran 21/79
Кроме того, Аллах сделал для него железо мягким, о чем сказал Всевышний: «Мы одарили Давуда милостью от Нас и сказали: «О горы и птицы! Славьте вместе с ним!». Мы сделали железо мягким для него». Quran 34/10
Пророку Сулейману были подчинены ветры, которые дули по его велению, а также джинны, которые работали перед ним и делали для него, что ему было угодно.
Всевышний сказал: «Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа». Quran 34/12
Кроме того, пророк Сулейман был обучен языку птиц, о чем сказал Всевышний: «Сулейман наследовал Давуду и сказал: ««О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего». Quran 27/16
К воззрениям частного характера относится и вера в упомянутые в писании Аллаха рассказы о посланниках и их народах, о вражде между ними и о том, как Аллах помог Своим посланникам и их последователям. Сюда относятся рассказы о Мусе и Фараоне, об Ибрахиме и его народе, о Нухе, Худе, Салихе, Шуейбе, Луте и их соплеменниках.
Сюда же относится рассказанная Аллахом история о Йусуфе, его братьях и жителях Египта, история о Йунусе и его народе и многие другие повествования о пророках и посланниках, дошедшие до нас в Коране и Сунне. Мусульмане обязаны верить в каждое из этих повествований в отдельности в соответствии с тем, что говорится в священных текстах.
Таким образом, вера в Божьих посланников может быть правильной только тогда, когда человек разделяет все упомянутые ранее воззрения общего и частного характера. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!
//Усуль аль-Иман// 📔